Мы используем cookies
OK
Блог

Боевое искусство Метода Фельденкрайза

Это - переводы сразу двух статей из серии "Багаж знаний", написанной в конце 1990-ых известным фельденкрайз-практиком Дэннисом Лери (Dennis Leri, 1945−2016) - #5 и #6 (первые четыре материала можно посмотреть тут, тут, тут и тут).

Я решила объединить их, потому что обе посвящены одной и той же теме - корнях Метода Фельденкрайза (МФ) в боевых искусствах, где и началось увлечение Мойше движением. Сначала, еще в британской Палестине, джиу-джитсу, затем, как обычно у Фельденкрайза - собственным креативным разработкам, а уже после приезда на учебу в Париж и знакомства с Дзигоро Кано, на долгие годы - дзюдо.

Когда именно и почему Мойше, столь многого достигший в мире европейского дзюдо, отошел от боевых искусств и полностью сконцентрировался на разработке своего метода, из ныне живущих не может объяснить никто. Даже Моти Натив - израильский фельденкрайз-практик и мастер боевых искусств, посвятивший много времени изучению этого аспекта жизни и работы Фельденкрайза. Понятно только, что произошло это в середине-конце 1950-х после возвращения в Израиль.

Но перед этим Фельденкрайз успел написать и выпустить книгу "Высшее дзюдо" (Higher Judo, 1952), которую высоко оценивают в обоих мирах - дзюдоистов и фельденкрайз-практиков. Введение к книге студентам фельденкрайз-тренингов нередко рекомендуют читать как квинтэссенцию принципов МФ и подхода Мойше к движению в целом. Дэннис дает из нее обширные выдержки. 

Материал длинный, но я очень рекомендую добраться до конца второй статьи - там как раз и сосредоточено все самое важное и интересное. Правда, не прочитав то, что идет раньше, может быть сложно по-настоящему осознать, о чем именно идет речь.

Вот что сам Дэннис писал об этом цикле статей:
«Серия „Багаж знаний“ содержит статьи, опубликованные в информационном бюллетене Feldenkrais Guild. Они задуманы как нечто вроде археологических раскопок того, что повлияло на Мойше Фельденкрайза. Я не разбираю его взгляды в свете современных представлений. Для этого будет другое время и место. Здесь я только пытаюсь очертить некоторые отсылки к областям знаний, которые сам Мойше Фельденкрайз делал в ходе преподавания»

Багаж знаний #5
Фельденкрайз и дзюдо #1

"...в дзюдо не стоит пытаться делать что-то с таким рвением, что невозможно поменять намерение, если это необходимо" (M. Feldenkrais, Higher Judo, стр. 94).
"С моей точки зрения, которая, конечно, принадлежит мастеру боевых искусств, в Методе Фельденкрайза вы забираете мой баланс и я должен найти новый" (Сенсей Чиба, 8-й Дан Айкидо, после получения функциональной интеграции от Элизабет Берингер, 4-й Дан)

Возникает вопрос, а как можно изменить чье-то сознание? Какими способами? В каком направлении? Для чего? Можно задуматься, а личность, чей "баланс" забрали и личность, которая нашла новый - один и тот же человек?

Вопросы, которые могут казаться академическими в обычной жизни становятся насущными в боевых искусствах, где вы погружаетесь в конфликт, конфронтацию и риски повреждений. Встает вопрос выживания, будь то на коврике в додзе, на ринге, на улице, в любом месте и моменте, когда мы обнаруживаем себя вовлеченными в конфликт и борьбу, из которых очень хотим выбраться. Здесь и сейчас, все закончится жизнью или смертью? Любое изучение боевых искусств разворачивается на фоне вопросов жизни и смерти. Но, хотя тренинги боевых искусств могут быть сосредоточены на смертельных схватках, борьба с противником вторична по отношению к борьбе с собой.

Победить во внутренней битве - означает знать, как вести игру. Важно не то, ЧТО мы делаем, важно - КАК. "Верным будет сказать, что дзюдо обучает координации достаточно иного порядка, нежели другие дисциплины. Движения как таковые более менее случайны и имеют вторичное значение; они средства изучения "пути", верного физиологичного человеческого способа выполнения действия". (M. Feldenkrais, Higher Judo, стр. 37.)

Мы все знаем, что Мойше Фельденкрайз был успешным дзюдоистом и преподавателем дзюдо. Мы пишем об этом в своих брошюрах. Во втором выпуске Feldenkrais Journal можно найти интервью, которое я взял у Мойше в 1977 году. Он рассказывает, как был захвачен внутренним миром дзюдо. Основатель дзюдо Дзигоро Кано, выбрал Фельденкрайза одной из дверей, через которую Восток пытался встретиться с Западом. "Путь дзюдо относится к действию, как научный метод к мысли. И то и другое не ново, не то чтобы наши предки никогда их не использовали, или что они чужеродны нервной системе человека. Но они используют методично то, что было раньше оставлено необработанным, то есть на волю случая и удачи" ( Higher Judo, стр. 37).

Дзигоро Кано и Мойше Фельденкрайз в 1930-ых в Париже

Методология Фельденкрайза, не сводимая к дзюдо или науке, явно опирается на то и на другое и обязана им обоим. В предыдущих статьях я обратил внимание на ряд вещей, составляющих цель и средства науки. Как достигает своих целей дзюдо? В чем его цель? Ответ на эти вопросы можно разделить на два комплементарных подхода: 1) всех остальных 2) Мойше.

Дзюдо в переводе означает "мягкий путь" или "мягкий принцип". Дзю- это "мягкий" и -до (японский вариант китайского дао) это "путь" или "принцип". "Принципы дзюдо - как природа воды. Вода течет к сбалансированному уровню. Не имеет собственной формы, но адаптируется к своему вместилищу. Она существовала и будет существовать, пока есть время и пространство. Нагретая до состояния пара, вода невидима, но располагает силой, способной расколоть саму землю. Замороженная, она кристаллизуется в мощный камень. Ее заслуги безграничны, а пути использования бесконечны. Сначала она бурлит, как мощный Ниагарский водопад, а затем спокойна, как неподвижный пруд, пугает, как стремительный поток и освежает, как ручей жарким летним днем. таковы и принципы дзюдо". Сенсей Гундзи Коидзуми (Gunji Koizumi, 7-й Дан дзюдо, одна из ключевых фигур в кругах дзюдо Великобритании в 1940-1950-ых годах, - РЯ). ( Higher Judo, предисловие)

Гундзи Коидзуми (слева)

Сенсей Коидзуми так говорил о Мойше Фельденкрайзе: "Доктор Фельденкрайз объясняет, как тренировка дзюдо учит человека быть "независимым от наследия". Эта фраза - лейтмотив и отличительная особенность его трактата. Широко признано, что практика дзюдо стимулирует чувство баланса и уверенности в себе, развивает способность преодолевать грубую силу, врожденную слабость и недостатки, но логические и научные причины этих эффектов оставались необъясненными. Доктор Фельденкрайз... проясняет взаимодействие и переплетение действия гравитации, тела, костей, мышц, нервов, сознания, подсознательного и неосознаваемого и открывает путь для лучшего понимания". (Higher Judo, предисловие)

Тщательные исследования Мойше практики дзюдо и ее педагогических аналогов формируют "логические и научные основы" для понимания их эффективности. Давайте посмотрим - как.

Книга "Высшее дзюдо" (Higher Judo) дает инструкции для тренировки дзюдо, когда оба практика находятся на земле. Человек сверху, "top dog," или человек снизу, "underdog", имеют равные шансы выиграть соревнование. Разница между ними состоит в "отношении и контроле тела". Если вы в нижней позиции, лежа на спине, возможны только два движения: перекат вперед и назад или из стороны в сторону. Позиция, которая подразумевает перекат, знакома всем фельденкрайз-практикам: колени к локтям, голова поднята. "В этой позиции тело очень близко к шаровидной чаше, лежащей на плоской поверхности. Чтобы удержать тело неподвижным через давление, оно должно быть применено сверху вниз прямо над точкой контакта с поверхностью. В других случаях чаша перекатиться в сторону от точки давления. Другой способ удержания такой чаши - распределиться над ней, чтобы создать давление в центре через весь массив веса и использовать четыре конечности как подпорки, предотвращающие перекаты чаши в любом направлении".

Книга Фельденкрайза "Высшее дзюдо"

"Представленная механическая аналогия очень полезна для того, чтобы подобрать правильное действие, будь мы сверху или снизу противника. Другой ментальный образ, ... используемый Кано, состоит в том, чтобы представить человека на полу как толстую деревянную доску примерно в форме тела, плавающую на воде. Здесь также есть только два способа удержать доску неподвижной. Во-первых, давить вертикально прямо по центру, а, во-вторых, распределить тело равномерно по поверхности с четырьмя конечностями в воде, перекидывая ее через себя."

"Эти аналогии несовершенны, поскольку в реальности есть сила для первого примера и нет плавучести для второго. Их пригодность состоит в том, что аналогии позволяют понять общий принцип движения соперников на земле: тот, кто стремится к иммобилизации, должен вести себя так, как будто противник или сферическая чаша с гладкой поверхностью или плавающий деревянный объект. Тот, которого иммобилизируют, должен вести себя так, чтобы снизить трение между ним и поверхностью, двигаясь от точки приложения давления и трансформируя скользящее трение в качение; или он должен попытаться создать условия, максимально приближенные к плавучести, приподнимая над землей бедра или один из углов тела. В течение короткого периода обратного опускания на поверхности, возникают условия, аналогичные плавучести и боковое смещение без трения идеально достижимо".

"Самый важный принцип - двигаться самому перед попыткой сдвинуть противника. Почти всегда есть решение для любой ситуации, будь то вращение, качение, уход с пути, etc., которое достижимо легко, быстро и эффективно, если вы начинаете движение, но только с большими усилиями и медленно, если пытаетесь в первую очередь сдвинуть оппонента. В случае сомнений, аналогии, предлагающие возможность 'убрать' себя в направлении, где нет ограничений, обычно решать вашу проблему".

"Всегда стоит помнить, что слова 'неподвижность' и 'удерживание' не описывают реальное положение вещей - они несут идеи финальности и закрепленности, которых не существует в движении. Иммобилизация динамична и постоянно меняется с течением времени. Противник обычно освобождается, как только вы перестаете предугадывать и проверять его следующие движения". (Higher Judo, стр. 54-55)

Приведенные выше цитаты показывают, как Мойше выводит общие принципы действия из двойного прочтения практики дзюдо, используя восточные метафоры и западные научные объяснения. Описание запертости в борьбе на поверхности проясняет ситуацию и проливает свет на способы избежать захвата. Мы получаем больше, а не меньше того, что помогает реализовать наши намерения. Мойше предлагает свое понимание не вместо опыта, а как руководство для получения более полного опыта. (болд мой, РЯ, потому что это один из ключевых принципов МФ в целом)

Чтобы воспринимать иначе, нужно действовать иначе. Чтобы действовать иначе, нужно понимать, как это делать, то есть применять некие принципы. "Принцип отсутствия принципов" от Мойше, который часто путают с наставлением принципов вообще избегать, скорее, как отметил Ларри Гольдфарб (известный фельденкрайз-практик, тренер, прямой ученик Фельденкрайза, - РЯ) - лишь один из принципов, применяемых при необходимости. Как процитировано выше, задача обездвиживания соперника или освобождения себя получает более полноценное выражение путем выведения научных пониманий на базе натуралистических аналогий. Как реально будут определены цели, человек должен решить сам. Образ или объяснение предлагают не конечный результат, а скорее "быструю схему" средств. Результат возникает не как образ или конструкция научной теории, а как прогресс на пути практики дзюдо.

Во второй части статьи я рассмотрю соотношение дзюдо с развитием личности, которая живет "независимо от наследия". Я покажу, что Метод Фельденкрайза представляет собой продолжение и генерализацию практики дзюдо. Более того, станет очевидно, насколько удивительные последствия для практики нашего метода могут быть выведены из того, как человек переходит от изучения дзюдо к изучению самого процесса обучения.

Багаж знаний #6
Независимость от наследия: Фельденкрайз и дзюдо #2

"Доктор Фельденкрайз объясняет, как тренировка дзюдо учит человека быть 'независимым от наследия'" (Гундзи Коидзуми, Higher Judo, предисловие)

Быть "независимым от наследия" означает, что хотя бы в какой-то момент мы можем жить так, чтобы не опираться на свой размер, вес, силу, форму, возраст, пол, личную историю, этническую или религиозную принадлежность. Строго говоря, Фельденкрайз, похоже, имел в виду, что через надлежащую тренировку и образования мы можем создать идентичность, не основанную на активности, пассивности или безразличии. Для Фельденкрайза основой такого тренинга было дзюдо, "мягкий путь".

Путь дзюдо, как его описывает Фельденкрайз, отличается от прочих дисциплин по целому ряду параметров. "То, что человек может сделать сейчас, по большей части определено его личным опытом, сформировавшимися привычками в мыслях, чувствах и действиях... Невозможно что-то сделать - продукт страха, воображения и искаженного восприятия внешнего мира. Мы обучаем неэмоциональным, объективным действиям, которые не имеют отношения к тому, что представляет собой человек или что он чувствует и демонстрируем, что результат полностью зависит от того когда, что и как сделано, и ничем иным. Итогом становится то, что маленькое, иногда не слишком физически развитое тело шестидесяти и более лет может контролировать сильного юнца, как будто у него нет собственной силы воли. Это возможно только через неперсонифицированные, неэмоциональные и чисто механические привычки мышления и действия, привитые практикой дзюдо" (Higher Judo, стр. 17-18)

В практике дзюдо ничего не принимается и не должно быть принято на веру. В дзюдо развился специфический режим для достижения целей практики. Согласно Фельденкрайзу, дзюдо использует особые способы трансформации человека. Во-первых, его практикуют босиком. Незрелое развитие использования ног означает, что "человек способен только на пред-выбранные действия, а это ограничивает развитие, снижает витальность и вынуждает воздерживаться от многих движений с соответствующим эффектом на поведение". Во-вторых, Фельденкрайз обсуждает, почему дзюдо развивает искусство падения: "При условии большой настойчивости возможно достигнуть... состояния, когда человек действует не по необходимости, а получает удовольствие от креативного подхода... (это состояние) недостижимо без независимости от гравитации". (Higher Judo, стр. 20-21)

В-третьих, с первого урока ученика учат фундаментально новому пути использования его тела. "Наш способ действий сформирован в обществе, где организована безопасность, где наследственными качествами гордятся, а дефекты считаются постыдными и скрываются. Привычки мышления и действия, сформированные в такой системе, малорезультативны, когда перед нами встают задачи, в которых общественное положение не может повлиять на исход дела. Правильные действия - те, в которых поставленная нами цель достижима при большинстве обстоятельств. Это требует гибкости настроения ума и тела в гораздо больше пределах чем те, что формирует текущая социальная среда...

В дзюдо мы учим функциональной стабильности, непрочной для любой другой задачи и периода времени, кроме как для решения проблемы, которая стоит прямо сейчас, или совершения немедленного действия. Мы стремимся мобилизовать возможности для текущей ситуации, отбрасывая все, что бесполезно для ближайшей задачи... Взглянув на рис.1 вы увидите, что человек, который выполнил бросок, сам находится на грани падения. Только падающее тело противника создает балансирующую силу и удерживает бросающего в вертикальной позиции. Тела балансируют на больших пальцах ног. Бросающий научен обходиться без жестких идей стабильности, безопасности и силы. Он использует все свойства своего тела в наивысшей степени совершенства и до предела независимости от гравитации, чтобы достичь этой цели...

Динамическая стабильность достигается через движение, как верхом на велосипеде. Он устроен так, что не может стоять без поддержки, но в движении совсем не сложно поддерживать центр гравитации над землей. На рис.1 человек, балансирующий на большом пальце ноги, не замер, но и не то чтобы движется. Перед тем, как движение полностью остановлена, существует момент, когда стабильность переходит из динамической в статическую. Картинка запечатлела момент за долю секунды до этого; такая позиция не может быть сохранена иначе, как в это мимолетное мгновенье". (Higher Judo, стр. 18-28)

Рисунок из книги, о котором идет речь

Это статика и динамика, чтобы в них жить и с восторгом. "Выполнение любого действия в движении действует возбуждающе... Захватывающие ощущения достаточно обычны в любых методиках, развивающих телесные умения... В дзюдо они представляют собой сущность тренинга; он не завершено, пока ученик не сможет воспроизводить эти состояния по своему желанию и вопреки сопротивлению соперника... Дзюдоист может свободно выполнить действие, тогда как внимание нетренированного человека внимание отягощено необходимости сохранять баланс на двух ногах - трудоемкая и медленная задача... Вертикальная поза взрослого, таким образом, не исходит из статических принципов. В ее основе лежит постоянное восстановление нестабильного равновесия, из которого постоянно выходит центр тяжести, даже когда вы стоите неподвижно." (Higher Judo, стр. 18-28)

Фотография, с которой сделан рисунок из книги

В четвертых, рассматривается приспособление к пространству. "Все органы, через которые мы контролируем свои отношения с пространством, находятся в голове. Пространство, таким образом, видится как сфера, в центре которой как раз находится голова... Наше функционирование в пространстве построено на базе индивидуального опыта и ... представляет собой процес обучение, в котором есть младенческая, детская, подростковая и взрослая стадии, как и в большинстве других функций... Ученый бы сказал, что мы носим с собой предшественника системы координат и постепенно учимся контролировать свои действия в разных частях... Можно представить пространство впереди вас как конус с вершиной в голове. Постепенно, мы осваиваем один конус за другим, пока не покроем все составляющие пространства... Младенческая стадия продолжается до тех пор, пока мы не можем передвигать нашу систему координат в пространстве... Дзюдо углубляет развитие приспособляемости к пространству по всем направлениям от точки отсчета нашей подвижной системы координат и отличается тем, что преподает ориентацию во всех возможных позициях вращения и смещения самого по себе центра". Постепенно, с растущей точностью центр тяжести тела локализуется в нижней части туловища, в животе. Оттуда и начинаются все движения.

В-пятых, "Выдающееся превосходство в любых действиях невозможно без генерализованного скоординированного контроля... Те люди, которых мы некорректно называем 'великими' просто имеют лучшую координацию... Возможно, самая важная характеристика скоординированного движения, как мы учим, в том, что при правильном действии в теле нет мышц, которые напрягаются сильнее остальных... Там, где необходима смена позиции или темпа движения массы, сила по определению выступает причиной. Ощущение действия без усилий ... возникает потому, что мы учим выполнять произвольные действия с тем же настроением и организацией, что и рефлективные движения тела. Это ощущение отсутствия сопротивления приятно, как и все действия, в которых волевой контроль только направляет непроизвольные функции, но не противоречит никаким из нижележащих нервных центров. Когда координация достигнута... дыхание равномерно и не затруднено в течение любого действия. Ровность дыхания - один из способов для мастера оценить, ученик следует инструкциям или нет". (Higher Judo, стр. 32-36)

Наконец, встает вопрос мотивации. "Не может быть плавной координации действий управляющих систем без плавных мыслительных процессов, то есть мотивации... Продвинутый преподаватель дзюдо может распознать крошечные отклонения от правильного процесса, потому что у него есть тонкий датчик калибровки - принцип минимизации энергии. Он исключает все компоненты движения, которые не участвуют в достижении нужной цели. Для него имеет значение путь, которым достигается цель, может быть даже больше, чем само по себе действие... Чтобы развить контроль мотивации, нужно тренировать разрешающую способность эмоций и привычек. Самые сильные эмоции возникают в связи с безопасностью и самосохранением... Достаточно взглянуть на то, что люди делают... когда их безопасность оказывается под угрозой или когда они находятся под действием сильных эмоций, чтобы понять, что осталось еще осталось место для роста и развития. Похоже, многие с бескомпромиссной уверенностью верят в то, что контроль на вербальном уровне или через интеллектуальное понимание и есть управление эмоциями. Но нет эмоций без тела, тела без нервной системы, ума без мозга. Таким образом, не бывает тренировки тела без тренировки мышления, а тренировки контроля эмоций без их проявления в теле". (Higher Judo, стр. 43-45)

Фельденкрайз признавал необходимость и воздействие семейного или культурного обусловливания. Но его опыт преподавателя дзюдо доказывал, что человек может уменьшить их груз до нуля. Общий низкий уровень образования и фрагментарность образования соматического, создает далеко не оптимальную поведенческую динамику. Говоря конкретнее, это формирует привычки внимания, которые на самом деле являются привычками невнимания. Используя средства дзюдо можно отучиться от ограничивающих привычек, научившись принципам, позволяющим полноценное и зрелое использование себя.

Дзюдо по природе своей близко образованию; его основатель Дзигоро Кано был министром образования правительства Японии (это ошибка, на самом деле Кано возглавлял направление начального образования в министерстве в 1998-1901 годах, - РЯ) . Мы, безусловно, видим следы этого в целях, стиле и содержании Метода Фельденкрайза. Но я бы сказал, что метод содержит более общий подход к обучению, нежели дзюдо. Оно использует концепцию "испытания огнем", путь воина. Метод Фельденкрайза предполагает, что воинами должны быть единицы, тогда как полностью реализовать себя хочет каждый.

Создав метод, Мойше сделал вещь, которую важно не проглядеть. Он не ждал от нас имитации или воспроизведения легенды. Скорее на базе широкого опыта работы с собой и другими, он выделил объективную, общую структуру обучения. Изобрел доступные схемы занятий в форме АТМ (awareness through movement, осознавание через движение, групповые классы, - РЯ) и FI (functional integration, функциональные интеграции, мануальные индивидуальные сессии, - РЯ). В этих обезличенных уроках мы находим массу пространства для своего личного опыта. В этом и состоит задумка. Каждый из нас определяет себя в классах по-своему.

Если мы работаем по Фельденкрайзу, личного опыта недостаточно. Мы тоже должны создавать общие схемы, доступные любому числу людей, похожих и не похожих на нас. Продукт этой работы может быть похожим и не похожим на то, что мы определяем как Метод Фельденкрайза. Создавая классы, мы устанавливаем контекст в той же степени, что обеспечиваем человеку средства для осознавания и реорганизации особенностей его жизни.

Занимаясь Методом Фельденкрайза, мы должны избегать прогибания под культурные и модные тренды, не потворствовать виктимизации. Если осознать даже на миг, что наша собственная жизнь может быть другой и увидеть способы, чтобы ее такой сделать, откроется понимание возможности этого и для других. Даже не сомневайтесь, что достижение пусть и короткой независимости от наследия означает пожать плоды умения учиться. Даже мимолетный отрыв себя от обусловливания создает потрясающий переход от необоснованных заблуждений или дремотного разочарования к неприкрашенному мирскому вовлечению. "Вы можете отвести лошадь к воде, но не заставить ее пить". Провожая лошадь к воде, человек должен знать, как вести и как распознать воду. Наследие Фельденкрайза, направленное на создание независимости от наследия, может с ясным намерениям и узнавать воду, и вести к ней.