Мы используем cookies
OK
Блог

Что общего между Фельденкрайзом и Галилеем

Это третья статья, написанная известным фельденкрайз-практиком и тренером Деннисом Лери (Dennis Leri, 1945−2016) в конце 1990-ых в рамках серии, которую он назвал «Багаж знаний» (Mental Furniture). В серии 12 статей, в некоторых из них Мойше Фельденкрайз и его Метод — главные герои, а в некоторых упоминаются буквально вскользь.
Статья о Галилео Галилее — из числа последних. В ней Деннис рассказывает об аспектах работы известного каждому итальянского ученого, которые считает релевантными для понимания Метода Фельденкрайза и идей его создателя.

Деннис Лери проводит углубленный семинар для фельденкрайз-практиков

Вот что сам Деннис писал об этих материалах:
«Серия „Багаж знаний“ содержит статьи, опубликованные в информационном бюллетене Feldenkrais Guild. Они задуманы как нечто вроде археологических раскопок того, что повлияло на Мойше Фельденкрайза. Я не разбираю его взгляды в свете современных представлений. Для этого будет другое время и место. Здесь я только пытаюсь очертить некоторые отсылки к областям знаний, которые сам Мойше Фельденкрайз делал в ходе преподавания»

Багаж знаний #3
Галилео
Мойше Фельденкрайз говорил, что если вы хотите понять действия человека, сместите фокус с выяснения «почему» на выяснение «как». Но этот «сдвиг» берет начало не от Мойше, а от Галилео Галилея (1564−1642). Этим отличается натуралистическая философия древних, представленная Аристотелем (392−322 до н.э.) от истоков современной науки, представленных Галилео. Ему принадлежит честь быть первым современным ученым. В следующих статьях я приведу доводы в пользу того, что Мойше Фельденкрайз был последним современным ученым.

Мойше Фельденкрайз проводит тренинг практиков в Сан-Франциско в середине 1970-х

Аристотель высказывался по многим вопросам, от драмы до математики и биологии. Ниже я обсужу его взгляды на причинность и движение. Аристотель различал четыре типа причинности:
1) материальная причина — вещество, формирующее предмет;
2) формальная причина — форма, которая должна быть реализована;
3) действующая причина — то, что в действительности вызывает событие, и;
4) конечная причина — цель, которой нужно достигнуть (приведены наиболее распространенные в русской традиции переводы названий причин, — РЯ).
Для иллюстрации своей точки зрения Аристотель приводил пример статуи: кусок мрамора, из которой она высечена, выступает материальной причиной; форма, которая возникает в голове у скульптора в процессе работы — формальная причина; сам по себе скульптор через свои инструменты, отсекая части камня — действующая причина; назначение или цель завершенной статуи — конечная причина.

Первые три причины относятся к самой по себе вещи. Четвертая, конечная причина, свидетельствует о существовании вещи как реализации цели. Для Аристотеля каждый живой и неодушевленный предмет имеет назначение. Объяснения, которые базируются на целях вещей, называются телеологическими.

Согласно взглядам Аристотеля, естественное положение вещей это покой. Движение может быть естественным или насильственным. Естественное — это движение объекта к будущему конечному месту покоя, в котором он достигает своей цели. Насильственное движение происходит от внешних сил, которые тянут или толкают объект. Для Аристотеля причина всех естественных движений — Перводвигатель. Он не запускал все вещи в движение в начале времен, а, наоборот, затягивает их в него в конце времен. Не внешняя гравитация, а собственные внутренние тенденции объекта объясняют, почему он падает на землю. Взгляд Аристотеля на мир интуитивен и полон здравого смысла. Он продержался 2000 лет.

Аристотель

Галилео в процессе изобретения механистического взгляда на мир полностью изгнал из науки цель, телеологию. Он сузил масштаб проблемы до описания того, как объект, любой объект, двигается. Его занимали не проявления, но отношения числа, времени и пространства. Механистические представления об устройстве мира, часто воспринимаемые в наши дни с иронией, обращаются к математике как базе для исследования природы. Галилео рассматривал природу как «…гигантскую открытую книгу, написанную на языке математики».

Математическая идеализация, количественная оценка, мысленные эксперименты и ограничение круга задач вопросом «как» характеризовали контринтуитивный «сдвиг» Галилео от Аристотеля. Фактически все историки науки называют Галилея первым «современным ученым». В дополнение к научным достижениям, он также считается автором лучшей прозы своего времени.

Почти в одиночку Галилео перевернул 2000 лет удушающих догматических убеждений. Он был необычайно популярен среди своих современников. Эрудированный изобретатель, одаренный собеседник и рассказчик, друг Папы, которого хотели заполучить в гости люди многих слоев общества. Не будь он столь популярен и дружен с Ватиканом, его точно сожгли бы за революционные и еретические взгляды.

Неясно, был ли ли Галилей настоящим изобретателем телескопа, но точно — одним из его первых приверженцев. Галилео позаботился о том, чтобы телескопы стали легко доступны ученым и обычным людям. И заодно чтобы его собственное имя было ассоциировано с этим устройством, распространяя славу. Однажды Галилей пригласил гостей посмотреть через его телескоп на Луну, планету и их спутники, солнце и звезды. Любопытно, что, разглядывая луну, только двое и двух дюжин людей увидели ту картину, которую мы привыкли видеть сейчас. Остальные то ли не могли найти осмысленности в наблюдаемой картине или чувствовали себя обманутыми. Принятые во времена современников Галилея взгляды говорили о том, что небеса и земля живут по разным законам.

Галилей поддерживал гелиоцентрические взгляды Коперника и Кеплера, но пошел дальше. Он продемонстрировал, что единая динамика присуща и земному и небесному. Создав новый унифицированный взгляд на космос он стал нашим современником. Еще перед тем, как Ньютон смог обосновать свои Единые Законы Природы, Галилео первому пришлось создавать как новые явления для наблюдения, так и новые взгляды на явления.

Для древних вакуум был немыслим. Но Галилей провел мысленный эксперимент. Архимед показал, что легкие объекты тонут медленнее или даже плавают, тогда как тяжелые объекты погружаются быстрее и это зависит от плотности среды. Галилео рассуждал, что если среда становится все менее и менее плотной и фактически становится вакуумом, тогда тяжелые и легкие объекты будут падать сквозь него с одной и той же скоростью. Только спустя десятилетия после его смерти смогли создать вакуум и доказать правоту Галилея.

Древние рассуждали, что легкие предметы падают медленнее на землю, тогда как тяжелые падают быстро в силу своей природы. Но Галилей провел еще один мысленный эксперимент. Что если вы соедините легкий и тяжелый объект. Их общий вес будет больше, то есть вместе они должны падать быстрее. Но, с другой стороны, исходят из их разной природы с учетом замедляющего эффекта более легкого объекта они должны падать медленнее. Этот мысленный эксперимент обнаружил противоречия во взгляде древних на мир.
Галилей постулировал, что естественное состояние объекта это движение. Он отвергал утверждение о естественности покоя. Он продемонстрировал, что шар, катящийся вниз по склону, ускоряется, и теряет скорость, катясь вверх. Он рассудил, что тело, движущееся по горизонтали в отсутствие трения или других противодействующих сил, будет по природе своей двигаться вечно.

Галилей провел другой эксперимент с шарами, катящимися по наклонной поверхности. В силу полученного музыкального образования у Галилео был тренированный «слух». Натянув струну через поверхность он мог услышать разницу, которую создавали два шара, катившихся вниз. Если бы тяжелый двигался быстрее, это можно было различить на слух. Однако диссонанса не наблюдалось. В другом мысленном эксперименте он в уме увеличил угол наклона поверхности до вертикали, приближая ситуацию к свободному падению.
По Галилею, все физические объекты должны падать с одной и той же скоростью, если убрать сопротивление воздуха. Он первым создал математическое выражение для ускорения падающего объекта. Он определил понятия скорости, позиции, ускорения.

Из всех открытий Галилея самое глубокое — понятие ускорение. Расстояние, деленное на время, составляет скорость. Скорость определяет темп изменения положения тела, скажем 55 миль в час. Когда мы описываем скорость и направление движение, мы определяем вектор скорости, скажем 55 миль в час на север. Величина, описываемая размахом (как много?) и направлением (куда?) называется векторной величиной. Величина, описываемая только скоростью — скалярная величина. Постоянный вектор скорости подразумевает постоянную скорость и направление, то есть движение неизменно и по прямой. Машина на круге может иметь постоянную скорость, но вектор скорости постоянно меняется. Ускорение равно изменению вектора скорости в единицу времени. Ускорение возникает только если в состоянии движения тела возникают изменения. Вектор скорости это темп изменения положения тела, а ускорение — темп изменения вектора скорости. Изменение вектора скорости может выражаться в изменении направления или самой по себе скорости или того и другого. Ускорение измеряет, насколько быстро все это меняется. Это темп изменений темпа изменений.

Когда в одной из следующих статей мы обсудим идеи Мойше об осознанности, понимание сути ускорения будет ключевым.
Галилей постулировал, что сенсорные свойства вторичны по отношению к первичной динамике. Дисконтируя признаки чувств он смог сделать релевантными абстракции, то есть использовать мысленные эксперименты и математику для контринтуитивных описаний.
«…Аристотель всего лишь сформулировал наиболее обычный опыт в вопросах движения как универсальные научные суждения, в то время как классическая механика… утверждает вещи, которые не только никогда не подтверждаются повседневным опытом, их фундаментально невозможно подтвердить экспериментально… Физика Аристотеля, таким образом, имеет преимущество над классической механикой в том, что рассматривает конкретные, наблюдаемые ситуации, возникающие постоянно. Но с научной точки зрения именно это преимущество представляет собой слабость…» (The Mechanization of the World Picture: Pythagoras to Newton, E.J. Dijksterhuis. Princeton Paperback, стр. 30−31).

Изучая жизнь и работы Галилея и его преемников, мы можем получить свежий взгляд на собственную работу. Смещение от выяснения «почему» на выяснение «как» — ключевое для научного метода и для Метода Фельденкрайза. Галилей изобрел понятие мысленного эксперимента столь близкое Эйнштейну. Значимость мысленных экспериментов для понимания, как создавать уроки, очень велика. Галилей в буквальном смысле изобрел идеи гравитации и ускорения, безусловно важные для нашей работы. Безусловно, любые размышления о Функциональной интеграции и Осознавании через движение, включающие вклад Галилея и других фигур из истории науки, окажутся очень полезными.