Мы используем cookies
OK

Новогодние скидки на все курсы!

Спешите, посмотреть можно тут

Блог

Ускользающее очевидное 3

Это неофициальный, непрофессиональный и некоммерческий перевод введения и первых двух глав из книги Мойше Фельденкрайза "Ускользающее очевидное". В сообществе фельденкрайз-практиков она считается наиболее доступной и понятной для широкой публики, однако на русский язык до сих пор не переводилась (ну или я не смогла найти никакой информации на этот счет). Однако и в этой книге Мойше не отказывается в угоду читателю от скорости мысли, за которой порой не успевают его собственные слова и понимание читающего; не снисходит до пояснений и уточний, что и кого имел в виду, называя просто по фамилии, например (тут я постаралась добавить собственные комментарии, где смогла); не считает нужным позаботиться о легкости языка и даже временами проверить факты. Таков был Фельденкрайз и таковы его книги. Зато они позволяют действительно познакомиться с человеком, а не с неким абстрактным автором.

Мойше Фельденкрайз
«Ускользающее очевидное или основы Фельденкрайза»
Moshe Feldenkrais, "The Elusive Obvious or Basic Feldenkrais"
Publisher: Meta Publications | 1981 | ISBN 0916990095

(перевод Ренаты Ямбаевой)

2 Про обучение
Органическое обучение необходимо. Оно также может быть по сути своей терапевтично. Учиться - более здоровый процесс, чем быть пациентом или даже быть излеченным. Жизнь в целом - это процесс, а не предмет. И процессы идут хорошо, если есть много способов повлиять на них. Мы нуждаемся в большем количестве вариантов того, как сделать желаемое, нежели тот единственный, который уже знаем. Даже если он сам по себе весьма неплох.
Органическое обучение начинается еще в материнской утробе и продолжается в течение всего периода физического роста. Другая форма обучения реализуется учителями в школах, колледжах и университетах, где полно студентов. Наряду со сходствами, у этих двух типов обучения есть существенные различия, некоторые из которых весьма тонкие.
Когда взрослый сталкивается со сложностями в освоении того, с чем другие справляются очевидно легко, он обычно ощущает недовольство собой. Родители и учителя в один голос призывают в таких ситуациях больше стараться, отождествляя неудачу в обучении с разновидностью лени. И действительно иногда увеличение усилий приводит к улучшению. Но нередко уже позже в жизни человек замечает, что тот успех был чисто поверхностным.
Насколько велико количество взрослых, которые сталкиваются с трудностями в социальной жизни, будь то семейные, профессиональные или телесные проблемы, можно оценить, обратив внимание на количество методов и техник, доступных сегодня для помощи в таких ситуациях. Масса людей практикуют Дзен, медитацию, различные подходы психоанализа, психодраму, биофидбэк, гипнотерапию, танцевальную терапию и так далее.
Сейчас насчитывается не менее пятидесяти известных методов терапии для людей, которые не больны с медицинской точки зрения, но их связи с собственными чувствами и действиями нарушены. И все эти методы, призванные помочь в сложных ситуациях, связаны с серьезным объемом обучения. Поэтому необходимо разобраться в разных видах обучения прежде, чем продемонстрировать важность еще одного метода, которые создал и использую я сам.
Человеческим существам научение, а особенно органическое научение, присуще физиологически, это биологическая необходимость. Мы учимся ходить, говорить, сидеть на стуле, сидеть, скрестив ноги индийским способом и сидеть на пятках по-японски, читать, рисовать, играть на музыкальных инструментах, свистеть. У нас практически нет инстинктов, связанных с приемом воды и пищи. Жизнь человека настолько же определяется культурной и расовой средой, насколько его биологией.
Нервная система эмбриона и младенца подключается, если так можно сказать, через чувства и кинестетические ощущения в свЯзи с пространственным, временным, семейным и социальным, как и культурным окружением. Но органическое обучение в детстве, в которое вовлечены сложные структуры и разнообразные ассоциированные функции, занимает несколько лет и не может происходить в совершенстве, без ошибок и провалов. Органическое научение индивидуально, в нем не задействован учитель, требующий результатов за определенный период времени. Оно длится ровно столько, сколько хочет ученик. Это обучение медленное, оно не подвластно оценкам в достижении плохих или хороших результатов. У него нет очевидных целей и задач. Проводником служит только ощущение удовлетворения, когда каждая очередная попытка менее неуклюжа, потому что удалось избежать предыдущей небольшой ошибки, создававшей дискомфорт и сложности. Причем под давлением родителей или кого угодно, требующего повторить достигнутый успех, ученик может регрессировать и дальнейшее улучшение застопорится на дни, недели или даже навсегда.
Развитие телесных структур совпадает с попытками ученика осваиваться в окружающей среде. Младенец будет только кататься из стороны в сторону, пока нервные структуры, связывающие его глаза, уши и мышцы шеи не созреют окончательно для того, чтобы стали возможны другие движения. Я не буду отвлекаться от нашей основной темы, чтобы обсудить созревание структур для примитивного ползания, полосатого тела в головном мозге, или последующего его развития для прогресса в движениях тела.
Любое стремление к действию влияет на созревание нервных структур и их соединение в паттерны и наоборот. Обучение в результате может быть движением к совершенствованию, отклоняться в сторону или даже регрессировать вплоть до момента, когда следующее созревание совпадет с очередной попыткой действия. Временной фактор довлеет над ростом и то, что не произошло в нужный момент, может остаться в спящем состоянии на всю оставшуюся жизнь. Не научившись говорить к определенному времени, человек может не овладеть этим в совершенстве до конца своих дней.
В органическом научении нет назначенного преподавателя, хотя ребенок может учиться через мать, принимая или отвергая ее пример. Он выберет различные действия от разных источников в зависимости от того, что покажется более приятным. Формальное обучение с преподавателем, возможно, одно из величайших достижений человечества и источник нашего успеха как социальных существ, но также и причина многих недостатков. Учитель знает свой предмет и цель преподавания. Студенты знают, чему они учатся и в какой момент результат удовлетворит преподавателя. Их обучение наполнено упражнениями, созданными для достижения желаемой цели, как ее видит учитель. Мы можем таким способом изучать медицину, инженерию, юриспруденцию. У подобного обучения есть предписанный план, по которому должна проследовать группа за определенный период.
Некоторые люди успешно учатся у любых преподавателей. Это те студенты старших классов и университетов, которые прошли в своей жизни через хорошее органическое научение. Некоторые никогда не освоят предмет и останутся последними в классе, тогда как другие ухватят минимум, необходимый для того, чтобы перейти в очередной класс в начале следующего учебного года. Безусловно, такое описание недостаточно отдает должное тем учителям каждого поколения, которым мы обязаны большей части прогресса человечества. Мы также обязаны им некоторыми из лучших людей прошлого и настоящего.
Также школьная практика ответственна за убеждения родителей и понимание ими процесса обучения. Похоже, что, желая лучшего, родители вмешиваются в органическое научение до такой степени, что многие терапевты отслеживают начало и развитие большинства дисфункций с родителей. Это уже настолько общее место, что можно подумать - лучше вообще не иметь родителей. Но сиротам еще хуже; их растят люди с теми же представлениями о правильном, что и у родителей, но с меньшей заботой.
Все они считают силу воли реальным способом добиваться правильных действий, повторяющиеся попытки - залогом достижения превосходного результата. На самом же деле, способ достижения результата через упражнения приводит разве что к близкому знакомству с предметом и делает все ошибки привычными. Тот, кто чувствует нарушение функции, беспомощен. Он старается сделать все правильно, видит провал и убежден, что проблема в нем самом. В то же время, например, в музыке, изобразительном искусстве, литературе, интеллекте, чувствах или любви мы склонны верить, что Бетховен, Бах, Пикассо, Микеланджело, Толстой, Джойс, Витгенштейн, Эйнштейн, Дирак или Данте использовали их собственные способы и методы, а не те, которым их научили, считая правильными.
Стоя перед классом, учитель пытается донести предмет до студентов с помощью слов. Они выглядят неизбежным способом выражения инструкций, но это не значит, что система лишена серьезных недостатков. Заученные в школе законы природы стали настолько привычны для нашего мышления, что мы даже не задумываемся, а что они на самом деле значат? Наука открывает не законы природы как таковые, а скорее законы человеческой природы.
Открытие того, как работает наш мозг, может занять еще много столетий просто потому, что мы ищем проявления этого во внешнем мире. Возьмите пример треугольника, одной из самых простых геометрических фигур. Все, что известно о треугольниках от Евклида и до наших дней это, на самом деле, лишь простая фигура, которую мы можем нарисовать за пределами себя на листе бумаги; биссектрисы, перпендикуляры, медианы, вписанные и описанные круги, площадь и разные формы треугольников являются продуктом нашего воображения, но не треугольника как такового.
То ли Паскаль, то ли Декарт к тринадцати годам освоили геометрию и заново открыли все, что мы знаем, без открытия каких-то законов природы, кроме своего собственного мышления. Требуется тридцать-сорок лет, чтобы познакомиться со всем важными «законами», реально оригинальными мыслями, как периодическая таблица элементов Менделеева, цветная фотография, относительность и двойная спираль в генетике; к этому моменту возможна оценка их важности и ясное понимание области применения.
Эти вещи, конечно, представлены «там, снаружи» в нашем окружении, и наш мозг с зачатия до настоящего момента впитал их через ощущения. Без ощущений, какими могли бы быть законы окружающего мира? Наш мозг не может работать без окружающей среды, без мышц и костей, которые необходимы только потому, что само-продвижение фундаментально для животной жизни.
Ряд натуральных числе от 1 к 2 к 3 и до бесконечности может служить еще одним убедительным примером того, как законы природы отражают изучение способов работы нашего мозга, в то время как преподносятся в качестве объективной реальности. Существуют ряды нечетных и четных чисел и их распределение весьма своеобразно. Есть простые числа и их распределение уже другое. А еще есть пифагоровы тройки. В числовых рядах достаточно законов, чтобы наполнить ими толстую книгу. Но где эти ряды и их законы в мире вокруг нас? Они существуют, только когда мы их записываем или представляем, поскольку именно так исходно заложено в мозге. Очевидно, что все законы натуральных числовых рядов представляют собой в большей степени законы работы мозга, нежели чего-то другого.
Органическое обучение жизнерадостно, оно происходит, когда человек в хорошем настроении, и работает на коротких промежутках времени. Настрой менее серьезный, периодичность более хаотична, нежели учебный день в академическом образовании.
Тут стоит рассказать историю. Несколько лет назад мне повезло: Джин Хьюстон и Боб Мастер в ресторане Serendipity в Нью-Йорке представили меня Маргарет Мид (известный антрополог и этнограф, - прим. перев.). Когда мы сели за стол, Маргарет Мид сказала, что сначала хотела задать вопросы, чтобы выяснить, насколько мои рассуждения покажутся релевантными. В ходе своих антропологических исследований она не раз возвращалась на один и тот же остров в течение более двадцати лет, но так и не смогла научить аборигенов или их детей определенным движениям, - нечто вроде перепрыгивания с одной ноги на другу, - хотя эти люди были хорошими охотниками и рыболовами. Я не смог дать точного ответа, не зная большего об этом движении, но сказал ей, что, на мой взгляд, проблема могла возникнуть из-за запрета или табу, связанного с ползанием в раннем детстве. Она воскликнула, что, кажется, я на верном пути. И рассказала, что люди на том острове не позволяют младенцам дотрагиваться до земли всеми четырьмя конечностями, опасаясь «озверения». Таким образом, ползание оказалось полностью исключено из развития. Та встреча стала началом дружбы, которая продолжалась вплоть до смерти Маргарет Мид.
Человек, который хочет переоценить свое органическое обучение, чтобы выявить те части, где полностью реализованы его генетические возможности, должен помнить: лишь в немногих интеллектуальных процессах мышление может быть отделено от осознания бодрствования. Бодрствовать - значит осознавать, что мы стоим, сидим или лежим. То есть понимать ориентацию относительно к гравитации. Думая словами, даже подсознательно, мы рассуждаем логично и мыслим привычными паттернами, в категориях, которыми мы думали, мечтали, читали, слышали или говорили раньше.
Обучение думать паттернами отношений, разделяя их в ощущениях от фиксированности слов, позволяет находить скрытые ресурсы и возможности создавать новые паттерны, перенося паттерны отношений из одной дисциплины в другу. Короче говоря, мы в таких случаях думаем индивидуально, оригинально, открывая новый путь к вещам, которые уже знаем. На мой взгляд, обучение, позволяющее дальнейший рост структур и их функциональности - единственное, приводящее к новым и разнообразным способам делать то, что я уже умею. Этот тип обучения увеличивает способность выбирать более свободно. Зная только один способ действия, я ограничен в выборе лишь возможностью делать или не делать.
Это не настолько просто, как кажется. Мы все поворачиваем голову направо, если хотим посмотреть направо, и наши плечи также участвуют в повороте. С точки зрения органического научения, движения головы, глаз и плеч в одном направлении - самый примитивный и простой способ действия, освоенный в раннем детстве.
Нервная система способна на другие схемы движения, например, когда глаза смотрят налево, тогда как голова и плечи поворачиваются направо. На самом деле есть шесть разных вариантов. Попробуйте какой-нибудь из тех, что непривычен для вас. Двигайтесь очень, очень медленно, чтобы понять, как двигаете голову, глаза и плечи, «дифференцируя» их вне знакомого паттерна.
Зачем? Просто обратите внимание, что произойдет, когда вы успешно реализуете новый паттерн несколько раз, сделаете движение более-менее гладким и знакомым. Вы почувствуете себя выше, легче, будете лучше дышать и ощутите эйфорию, которую, возможно, никогда не чувствовали до сих пор. Все участки коры вашего головного мозга, ответственные за произвольные движения, будут работать настолько хорошо, как только вам казалось возможным. Представьте, что вы научились таким образом дифференцировать и менять паттерны большинства своих действий. Ваша кора будет свободной от навязчивых безальтернативных паттернов и вы сможете действовать множеством новых способов.
Чтобы приступить к решению этой задачи, для начала сядьте или даже лягте. Когда прекращается давление на стопы в положении лежа, кора больших полушарий свободна от паттерна стояния, влияющего на все тело. Возможно, впервые в вашей жизни новый, альтернативный паттерн может быть сформирован в коре и повлиять на все ваши действия. Это тот вид научения, которого вы достигнете, если сейчас продолжите вместе со мной, и который происходит в ходе уроков Осознавания Через Движения (Awareness Through Movemen), когда акцент не на том, что за движение вы выполняете, а на том, как вы его выполняете
Возьмем хотя бы такую простую вещь, как способность дифференцировать движение четвертого пальца на обеих руках - безымянного, который кажется совершенно неважным. Что ж, человечество разделяется в этом на две группы: тех, кто может играть музыку и тех, кто только покупает билеты на концерты или современное аудиооборудование.
Потому что мы вполне можем нормально жить, если безымянный палец связан в движении со средним или мизинцем. Но скрипка, флейта, пианино и большинство других инструментов требуют независимого движения безымянного пальца и он должен быть настолько же дифференцирован, что и большой и указательный. Это маленький пример того, насколько удивительный потенциал может быть открыт в каждом, если методично разбираться этим же способом со всеми структурами и паттернами.
Развить такие способности непросто, но образование и обучение могут привести к качественным изменением, продвигая подобную систему. Дифференциация - слово и достаточно сложное. Важность таких действий состоит в том, что они повышают число вариантов выбора, доступных для того, что мы уже умеем. В отсутствие альтернатив нам может быть вполне хорошо при удаче. Но если нет, время от времени будем чувствовать опасение, сомнение, даже тревожность. Там, где нет выбора выборов, мы чувствуем невозможность измениться, даже если знаем, что причиняем себе страдания. Мы думаем: «Я никуда не гожусь. Я не могу сделать иначе, потому я такой.»
Широкая возможность выбора позволяет нам действовать иначе и сообразно в сходных, но различных ситуациях. Наша реакция может быть стереотипной, но соответствовать территории. Мы способны лучше использовать себя. Мы не можем действовать удовлетворительно, если наши мысли, ощущения и чувства не влияют на наши действия или реакции. Таким образом, ваши действия или реакции должны содержать, пусть даже в ожиданиях или воображении, чувство удовлетворения, приятного достижения или ответа. Именно это делает эффективной разные виды терапий. К концу этой книги у вас будет по крайней мере несколько способов использования себя.