Прослушивание этих "сырых", необработанных, иногда обрывочных классов, лекций, разговоров остро напоминает, чем меня так привлекает этот человек.
Да, конечно - своим научным, критическим подходом, необычным взглядом, потрясающим чутьем на то, как работает мозг и весь организм, потрясающей широты кругозором, отличным чувством юмора и тонким сарказмом.
Но еще и внутренним разрешением не быть идеальным.
Мойше никогда не был "просветленным гуру". Не пытался казаться лучше, чем он есть. Злился, досадовал, ворчал, язвил, хвастался, был в плохом настроении, путался и ошибался так же, как все.
Фельденкрайз оставил тысячи записанных уроков, семинаров и выступлений. И далеко не все они хороши.
Как в принципах и подходах метода Мойше не просто позволяет, а активно предлагает человеку быть в движении самим собой, искать свои способы, исследовать и наблюдать, так и в преподавании он позволяет себе удачи и провалы.
Но даже те классы, что Мойше явно не удались, помогают мне как преподавателю - избежать неврастеничного перфекционизма и въедливого самокопания, а после не самого удачного урока выдохнуть, улыбнуться и подготовить следующий чуть лучше.
Это фото - на самом деле кадр из видео одной из функциональных интеграций Мойше в Амхерсте и отнюдь не пример неудачного класса. Наоборот, за сорок минут работы с мальчиком-гемиплегиком Фельденкрайзу удалось существенно улучшить опору и подвижность поврежденной стороны. Десятилетний пацан, сам по себе, судя по диалогам с Мойше, неординарная и яркая личность, это четко осознал, выдавал интересные наблюдения, экспериментировал с движением и так далее. А в конце сессии они вместе с Фельденкрайзом пускали мыльные пузыри и хохотали.
Очень, на мой взгляд, правильный способ преподавания.