Мы используем cookies
OK
Блог

Фельденкрайз и Йога: сходства и отличия

На классы по Методу Фельденкрайза нередко приходят преподаватели йоги или просто студенты, которые ею занимаются. Практики просто притягивает друг к другу. И у многих сразу возникает очень странное ощущение — вроде происходит что-то очень знакомое, но в то же время совершенно иное. У меня самой почти нет опыта в йоге, так что ниже прояснять отношения двух практик для вас будут мои коллеги, которые хорошо знакомы с обеими.

Я давно планировала провести это небольшое исследование мнений, историй и баек про Мойше Фельденкрайза и йогу, собирала их в разговорах, книгах и статьях, которые читала. Но реальным толчком послужила небольшая заметка от Моти Натива — израильского фельденкрайз-практика и историка Метода, а также мастера боевых искусств.

Как обычно, он раскопал нечто давнее и очень интересное.
Итак, Моти рассказывает:

В 1958 году в Израиле вышла книга «Йога и Здоровье» Селвараджана Есудиана. Первая книга про йогу, опубликованная на иврите. Мойше Фельденкрайза попросили написать к ней предисловие. Он приветствовал появление книги и ее автора, дав высокую оценку обоим. Среди прочего Фельденкрайз писал:
«Всякая физическая нагрузка хороша, если выполняется должным образом. Суть, таким образом, в том, чтобы научиться тому „как“, а не „что“ делать… в том, чтобы научить КАК практиковать йогу… автор понимает это и посвятил специальную главу медленным движениям».

А в январе 1960 года, когда Бала Кришнан (мастер йоги) посетил Израиль и выступал с лекцией в Тель Авиве, перед выходом на сцену йогу и учителя представлял Мойше Фельденкрайз (ниже анонс лекции).


Разрабатывая свои уроки осознавания через движение (awareness through movement, ATM), подчеркивает Моти, Мойше интегрировал в них некоторые техники и идеи йоги, трансформируя их сообразно подходам Метода Фельденкрайза.

По словам другого практика, Фрэнка Кучинского, в середине 1960-ых в одной из статей про Метод Фельденкрайза французская газета Le Figaro назвала его «еврейской йогой». А современный польский практик Иолона Филипковска иногда свои клиентам и партнерам представляет Метод Фельденкрайза как «обалденную йогу для любознательных ленивцев».

Мойше о йоге
Марк Риз в своей масштабной биографии Мойше пишет:
«В Лондоне Фельденкрайз изучал Дзен через книги и учителей. Иногда он рассказывал «дзен-истории» и создавал ATM для «дзен позиций». В интервью Адаму Пауэрсу в 1970-ых он говорил: «Я занимался дзеном, занимался йогой, общался с Казумой и Сузуки, провел с ним шесть недель, иногда мы засиживались до трех утра. Некоторые из классов Мойше, со слов его учеников Мейси Адлер и Дэвида Бостона были «очень похожи на йогу». Он учил стоять на голове и движениям, основанным на асанах. Позже он стал широко известен тем, что научил стоять на голове Давида Бен Гуриона. Стойка на голове так прочно ассоциируется в общественном сознании с йогой, что многие считали работу Мойше формой йоги. Фельденкрайз действительно заимствовал материал и вдохновения из асан. Но цель преподавания стойки на голове в его понимании была в реорганизации вашего ответа на действие силы гравитации, стимулировании переноса освоенных навыков в другие ситуации, расширения образа тела».

Друзья, ученики и исследователи работы Фельденкрайза в один голос говорят о его внимании и уважении к йоге, как и ко многим другим восточным практикам.
Но Мойше не был бы самим собой без иронии и острой критики.


В частности, в ходе углубленного цикла семинаров в Торонто в начале октября 1980 года он говорил:
«Когда я смотрю на людей, я наблюдаю забавные вещи. Передо мной сидит человек, его ноги сложены вот так. Еще один за ним — так же. А вот несколько человек, которые занимались йогой и сидят определенным потешным способом с открытыми, чрезмерно растянутыми тазобедренными суставами и спина организована у них вот так. Если мы все проживем достаточно долго, они через некоторое время придут ко мне с проблемами со спиной. Когда много лет назад я впервые встретил Иду Рольф (подробнее о ней, ее практике рольфинге и отношениях с Мойше я напишу в какое-нибудь ближайшее время, — РЯ), она показала на людей, сидящих в позе лотоса, и сказала: „Именно они обеспечивают мне хлеб с маслом. Они думают, что делают все правильно, а на самом деле это не так“.
Ко мне самому приходили преподаватели йоги, в самую обычную группу студентов, и были в ней худшими. И многие в итоги отказались от занятий йогой. Мириам Пфеффер (известный фельденкрайз-практик, ученица Мойше, уже покойная, — РЯ) была учителем йоги в течение 15 лет, но бросила ее. И не потому, что йога плоха или неправильна. Она просто нашла нечто лучшее. Мириам однажды привела ко мне гуру йоги из Южной Африки, очень образованного, приятного мужчину. Мы говорили о позе лотоса и он согласился с моими рассуждениями, добавив, что многие, начавшие заниматься йогой в позднем возрасте, не могут получить всех ее преимуществ, и это совершенно нормально.
Я не призываю вас полностью отвергнуть позы йоги, тот же лотос. Я предлагаю вам самим решить, что хорошо и плохо именно для вас, попробовав разные варианты. Ничто не должно быть навязчиво обязательным. У вас должны быть другие комфортные способы сидеть».

На вечерних классах в Сан Франциско в середине 1970-ых Мойше был чуть мягче:
«Йога достигает некоторых из этих вещей, но другим путем. Йог занимает позицию и должен удержать ее как можно дольше… но он по-прежнему, так же, как и любой из вас, плох в движении. А наша культура создана для движения».

Фельденкрайз-практики о йоге
Сейчас среди преподавателей движения по Методу Фельденкрайза уже немало тех, кто одновременно занимается йогой, преподает ее и даже готовит учителей. И хотя все они видят серьезные отличия между двумя практиками, никто не говорит о каких-то острых противоречиях — наоборот, большинство подчеркивает взаимодополняющие качества.

Лавиния Плонка, американский фельденкрайз практик и преподаватель йоги, отмечает:
«Фельденкрайза создал тысячи классов и многие из них построены вокруг асан. Я не знаю никого, кто реально видел бы, что Мойше практиковал йогу. Но его уроки демонстрируют глубочайшее знание того, как строятся эти позы. Лотус, лягушка, стойка на плечах — среди тех асан, которые Фельденкрайз „разбил“ на пять-шесть последовательных АТМ. Я использую эти серии классов, чтобы помочь студентам йоги понять, как строятся движения, необходимые для асан, а не просто работать с внешней формой позиции. Фельденкрайз дал мне якорь для самоисследования. Двигаясь очень медленно, внимательно прислушиваясь к моим привычным подходам, я смогла трансформировать собственную практику йоги. Я начала осознавать, как использую свое тело в йоге».

Австралийский хирург-ортопед, фельденкрайз-практик и сертифицированный преподаватель йоги Мерседес фон Дек пишет:

«Обе практики, Метод Фельденкрайза и йога, позволяют людям чувствовать себя более комфортно в собственных телах. Обе используют движение для оздоровления и трансформации. И хотя тело движется в йоге и Методе Фельденкрайза по-разному, практики исключительно комплиментарны. Между ними не нужно выбирать. На самом деле, Метод Фельденкрайза может улучшить вашу йогу, а йога — расширить осознанность в том числе на занятиях по Методу Фельденкрайза.

Ключевые отличия:
Физическая часть йоги концентрируется на асанах (позах), удержание которых помогает усилить и удлинить мышцы. Классы ATM не предполагают растяжки или накачки.
В уроках по Фельденкрайзу внимание нервной системы сосредоточено на движениях. Маленькие, медленные, простые движения привлекают внимание к отношениям между разными частями тела и мозг учится строить эффективные и интегрированные действия. Через игру с крошечными движениями, исследование разных и необычных способов двигать тело, ненужное мышечное напряжение отпускается и движение становится более скоординированным и свободным. Итогом становится текучее движение и уменьшение боли. Уроки по Фельденкрайзу могут быть исходно более доступными, чем йога, для людей с травмами, болью, скованностью и другими ограничениями.
В то время как некоторые асаны требуют силы, чтобы построить позу, в Методе Фельденкрайза вас, наоборот, просят не применять усилий — приглашая исследовать разные пути движения очень медленно, чтобы ощутить процесс. Позиции, знакомые занимающимся йогой, можно встретить во многих ATM, но позы не удерживаются. Вы чувствуете тело через движение, а не форму.
Наша культура учит нас, что основной способ достичь чего-то — это работать тяжелее. И преподавая йогу я часто вижу, как клиенты напрягаются в асанах. В Методе Фельденкрайза мы ищем улучшение через уменьшение применяемой силы. Когда усилие снижено, мозг может заметить отличия между вариантами простых движений и естественным образом выберет самый эффективных способ. Движение становится легче. Асаны становятся проще.

Ключевые общие черты:
И в йоге и в Методе Фельденкрайза много внимания обращают на дыхание. Пранаяма, контроль дыхания, призван помогать контролировать жизненную силу (прану), многие стили йоги соединяют дыхание с движением. В классах по Фельденкрайзу дыхание и движение тоже часто скоординированы, но без стремления контролировать дыхание. Эти классы обучают стратегиям отпускания напряжения в животе и грудной клетке, чтобы дыхание расширилось и освободилось ественным путем. Постоянное внимание к дыханию и телу в обеих практиках помогают студентам оставаться в настоящем моменте и успокоить поток мыслей, который может затуманивать мозг. В йоге фокусировка на позах и дыхании создает устойчивость разума. В классах по Фельденкрайзу задача привлечения внимания в новые и недоизученные области удерживает разум от блужданий и открывает новые направления для исследований. Разворот внимания внутрь и сосредоточенность на внутренних ощущениях в обеих практиках может успокоить разум и расслабить тело.

Результат:
Исследование организации тела, его привычек в позе и движении, через йогу и Метод Фельденкрайза может в ряде случаев выливаться в некоторый дискомфорт, внутренний и внешний. Однако этот дискомфорт — также и возможность наблюдать происходящее и что-то менять. Мы можем заметить свои реакции в ответ на инструкцию удерживать определенную позицию в йоге или следить за маленькими движениями на уроке по Фельденкрайзу. Иногда эти крошечные движения могут стимулировать исходно остающиеся в стороне группы мышц участвовать более полно, создавая новые возможности для пробуждения «спящих» мышц поддерживать действие более функционально. Временами в мышцах может ощущаться некоторая болезненность. Движения также могут освободить удерживаемые паттерны напряжения, позволяя избыточно зажатым мышцам расслабиться так, чтобы скелет обеспечивал лучшую поддержку, а дискомфорт рассеивался. Через изменение того, как мы чувствуем себя в своих телах, и йога и Метод Фельденкрайза способны менять в целом наши реакции на происходящее в жизни. Обе практики формируют пространства паузы перед реакцией. Создавая варианты легкого движения, Метод Фельденкрайза также создает возможность выбирать, как действовать. Мы можем «течь» по жизни более свободно. Йога помогает найти внутреннюю и внешнюю силу. И обе практики учат движениям, которые иногда для вас исходно просто непредставимы.

Одна из прямых учениц Мойше Фелиша Трухилло рассказывает, что журналист PBS (Public Broadcasting Service, американская некоммерческая служба телевизионного вещания, -- РЯ) однажды задал Мойше прямой вопрос про Йогу и Метод Фельденкрайза и тот ответил: «Йога — практика для соединения с Богом, с вашей собственной душой. Моя работа адресована нервной системе».

Но Питер Коэн, преподаватель йоги и фельденкрайз-практик, готов с этим поспорить:

Поскольку философия «не искания» в йоге во многом обесценена современным коммерциализированным контекстом, мне кажется, что сейчас проще посвящать в глубины движения и чувствования через АТМ, чем через среднестатистический фитнес-ориентированный класс йоги. АТМ помогают студентам йоги, давая прямой и неопровержимый опыт того, как глубоко взаимосвязаны наше восприятие и движение. Как только эту решающую связь удается поймать, практика йоги начинает процветать, становясь все больше похожей на танец жизни и все меньше — на упражнения.

Опыт движения по Методу Фельденкрайза полезен и для преподавателей йоги. Особенно тех, кто невольно исключил из своих классов распевы, визуализации и искреннюю практику от сердца. Ключевой момент, который будущим преподавателям йоги стоит освоить — то, что практика, на самом деле, представляет собой манипулирование осознанностью и восприятием, а не только телом и дыханием. Уроки по Фельденкрайзу дают эмоционально безопасный опыт того, что возможно, когда мы обращаемся к себе новыми способами и больше ценим игру с природой слушания себя. В этом смысле практика Метода Фельденкрайза дает свободу переоценки и исследования того, что происходит с вашей практикой йоги.

Я также считаю, что йога — великолепное дополнение к занятиям по Методу Фельденкрайза для тех, кто ищет духовности. Йога предлагает возможность повернуть опыт Фельденкрайза в сторону более глубокого персонального духовного исследования. Насколько я понимаю, Мойше активно сопротивлялся этому, но вопрос постоянно всплывает в диалогах с коллегами фельденкрайз-практиками и многие спрашивают меня, как опытного преподавателя йоги, насколько практики подходят друг другу. Лично я в это верю. Верю в то, что Метод Фельденкрайза и духовность гораздо ближе, чем нравилось думать Мойше.