«Я регулярно выступаю на конференциях и мастер-классах по боевым искусствам. И много лет подряд на них преподавал участникам разные сложные техники — работу с ножом, с копьем, в этом духе. Но однажды понял, что нужно учить совсем другому, гораздо более важному для выживания и успеха в схватке. В тот раз я учил мастеров единоборств вставать со стула»— рассказывал Моти Натив в апреле 2019 в Москве на семинаре по синергии боевых искусств и Метода Фельденкрайза.
Моти Натив на семинаре в Москве
В зале встретились люди разных вселенных. Преподаватели соматических практик со слегка расширенными глазами и здоровым чувством юмора учились переносить в мир скорости и силы свои знания природы и механики движения. Мастера единоборств с некоторым замешательством вслушивались в кажущиеся элементарными и легкими, но требующие максимальной концентрации на минимальных изменениях инструкции.
Сложно было профессионалам с обеих сторон — все в задумчивости бродили по краю огромного поля, явно плодородного, но почти непаханого. Поля, которое может серьезно повысить эффективность обучения боевым искусствам и сделать его гораздо менее травмоопасным.
Собственно, как раз Моти это поле и открыл заново, начав его активную разработку. Между тем Мойше Фельденкрайз создал свой метод именно на базе огромной практики самообороны, джиу-джитсу и дзюдо.
1930-е, Jiu-Jitsu Club de France, Мойше стоит по центру
Но с 1950-ых он сосредоточился на Методе, покинув мир единоборств навсегда.
Сам Моти занимается боевыми искусствами более полувека, с 1966 года, а Методом
Фельденкрайза — почти 40 лет. Сейчас он — дай сихан (15 дан, старший преподаватель) школы Будзинкан будо тайдзюцу. Больше 30 лет руководит обучением преподавателей Будзинкан в Израиле, основал и возглавляет додзе Будзинкан Шики (сознавание).
У Моти черный пояс по дзюдо и он дипломированный инструктор крав-мага. А еще он разработал и проводит курс «Улучшение Способностей Воина», синтез методик обучения боевым искусствам и Метода Фельденкрайза. И очень много работает с архивами, исследуя историю практики и роль Мойше в развитии разных боевых искусств.
Моти (вверху) и Мойше (внизу справа) демонстрируют разработанную Фельденкрайзом технику работы с ножом
Как это работает, можно было видеть прямо на семинаре: вот десяток мастеров разных школ делают самое простое, уже привычное, базовое движение к партнеру и две трети держат равновесие и встречают противодействие мышцами, а не строят опору через то, что для нее предназначено — кости. Они борются не только с противником, но и гравитацией, вместо того, чтобы использовать ее.
Минимальное изменение положения разных частей тела, один-два сантиметра (иногда меньше), чуть иные сигналы от мозга мышцам и их силу можно освободить для других задач, да еще и дополнительно увеличить ее за счет биомеханических и нейрофизиологических механизмов. А столь же небольшое смещение пятки, например, делает подсечку безопасной, не угрожающей связкам колена.
Таких примеров, деталей, связанных с биомеханикой и управлением движением, очень много. Работать с ними можно, находясь в любой физической форме и на любом уровне владения единоборствами.
Другой известный фельденкрайз-практик, Джеф Холлер, мастер айкидо и прямой ученик Мойше, рассказывал, что и Фельденкрайз и основатель айкидо Морихэй Уэсиба говорили:«Я не стал мастером в своем искусстве, пока не потерял свою силу».
Морихэй Уэсиба
Да, настоящие мастера и сами знают, понимают, чувствуют механику работы, взаимодействия тела и сознания. Но и у них формируются паттерны, привычки, двигательные стереотипы, ухудшающие эффективность практики в меняющихся условиях жизни.
А еще такого учителя гораздо сложнее найти, чем фельденкрайз-практика 😉. И последний универсален, знания, полученные от него, можно применять в любом виде единоборств.